2 июля 2013 г.

На смерть банковской тайны

Похоже, основной формой моего блога становится панегирик (см. русскую Википедию – до 18-го века литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей-либо смерти). Смерть приватности в самом широком смысле этого слова мы уже обсуждали и затрагивали тему банковской тайны. Тенденция получила ожидаемое развитие.
Активное обсуждение законов о защите чувств верующих и пропаганде нетрадиционности в личной жизни для меня выглядят дымовыми шашками для гораздо более интересного Федерального закона от 28.07.2013 № 134-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». 38 листов закона содержат поправки в 26 законодательных актов и прямо касаются,  абсолютно каждого из нас.
Анализировать все в одном блоге невозможно и бессмысленно, да и многие поправки выходят далеко за пределы тематики моих обычных постов.
Но вот на то, что впрямую касается информационной безопасности в самом широком смысле, посмотреть стоит очень внимательно.
Самое главное, как мне кажется, с точки зрения обеспечения конфиденциальности, - банковской тайны в привычном понимании теперь у нас больше нет. В соответствии со ст.1 134-ФЗ, изменяющей закон «О банках и банковской деятельности», сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Новый закон тут же заботливо расписывает, а что это за порядок такой. Статья 10, меняющая Налоговый кодекс, определяет следующую процедуру: для получения налоговиками банковской тайны никакого решения суда, в отличие от субъектов оперативно-розыскной деятельности, не требуется.
Банки теперь обязаны выдавать налоговым органам все эти сведения в течение трех дней просто по мотивированному запросу налогового органа в случаях проведения налоговых проверок, при вынесении решения о взыскании налога, принятии решений о приостановлении или отмене операций по счетам и переводов электронных денежных средств. Для физлиц такая возможность немного ограничена – на запрос требуется согласие руководителя вышестоящего органа или руководителя (зама) ФНС, а повод ограничивается проведением налоговых проверок.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в «антиотмывочный» 115-ФЗ, расширяется круг лиц, обязанных предоставлять информацию Росфинмониторингу – это требование теперь относится не только к органам власти и местного самоуправления, Банку России, но и к ПФР, ФОМС и ФСС, госкорпорациям и иным организациям, созданным государством на основании федеральных законов и для выполнения задач, поставленных перед государственными органами. И не просто предоставлять, но и обеспечивать автоматизированный доступ к своим базам данных, видимо, по смыслу закона – on-line, хотя прямо этого и не сказано.
Предоставление всей этой информации «не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств), а также законодательства Российской Федерации в области персональных данных».
Для интересующихся темой персональных данных есть еще одна тема для размышлений. Закон экспоненциально расширяет круг лиц, имеющих ограничения в связи с наличием судимости и, соответственно, число организаций имеющих право и обязанность такие сведения о гражданах обрабатывать. К руководителям банков, их филиалов и отделений, их замам, главбухам и замам в банках, ОАО, внебюджетных фондах, педагогическим работникам в один момент добавились члены советов директоров, топ-менеджеры, главбухи и даже акционеры (есть масса конкретных нюансов, но общая норма – более 10% акций) лизинговых компаний, инвестфондов, микрофинансовых организаций, субъектов страхового дела, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов,
А не про персональные данные – это про электронный документооборот и его значимость.
Предприятия и организации, обязанные представлять налоговую декларацию в электронной форме (а это теперь практически все), должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по каналам связи необходимых документов и передать налоговикам квитанцию об их приеме в электронной форме в течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом. А если через 10 дней такая квитанция не поступит, руководитель налогового органа или его зам имеет право принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.
Вообще, приостановление операций по счетам – одна из главных фишек нового закона. Такое право и обязанность теперь предоставлено руководителям налоговых органов и их замам, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом в случаях, определенных 115-ФЗ, с административной ответственностью за невыполнение требований до 500 тысяч рублей.
Есть там и масса других интересных нововведений. Но об этом (особенно о бенефициарах) – позже, если руки дойдут J

Комментариев нет:

Отправить комментарий